назад

 

 

скачать статью

 

Государственная служба и управление ее развитием

В.П.Гриднев,

доктор исторических наук профессор,

заместитель заведующего кафедрой

управления персоналом РГПУ им. А.И. Герцена

            Государственная служба представляет собой государственно-правовой и социальный институт государственного управления, призванный обеспечить рациональность и эффективность последнего, целостность, суверенитет, безопасность, упорядоченность и развитие гражданского общества, а в нем права и свободы каждого человека и гражданина, и соответствовать требованиям демократического федеративного правового социального и светского государства с республиканской формой правления, а также условиям и факторам свободного гражданского общества свободных людей с рыночной экономикой, разнообразием социальных слоев и профессиональных групп, организационных структур и идеологических течений [1].

         Современной и будущей России необходимо, чтобы государственная служба была интеллектуальной и насыщенной, динамичной и инновационной, активно соединяющей науку с практикой и несущей в общество нравственные ценности. А это логично требует пристального внимания к государственной службе, глубокого изучения и управления ее развитием.

Под управлением развитием государственной службой понимается, на наш взгляд, процесс целенаправленного и постоянного воздействия органов государственной власти на государственную службу как систему в целях упорядочения и оптимизации, выполняемых ею функций, целевая ориентация которых состоит в том, чтобы придавать динамичность и законность управления каждому структурному элементу государственной службы, совершенствовать и развивать его, переводить в состояние, соответствующее общественным потребностям в государственном управлении[2].

Общий вектор управления развитием государственной службы в настоящее время задан федеральной программой «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)», утвержденной 19 ноября 2002 г. указом Президента России №1336 [3]. Она предусматривает целый комплекс мероприятий, связанных с созданием законодательной базы государственной службы, совершенствованием организации деятельности государственных органов и государственных служащих, увеличением открытости государственной службы, улучшением работы по подготовке, отбору, продвижению кадров, внедрением новых информационных технологий на государственной службе и другие.

В рамках названной федеральной программы был разработан и 27 мая 2003 года принят федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации»[4] который определил правовые и организационные основы системы государственной службы, заложил предпосылки для создания единой системы государственной службы, включая гражданскую, военную и правоохранительную службы, а также федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ[5]; реальных преобразований в области профессиональной подготовки кадров.

Вступление в силу этого закона определило разработку следующих федеральных законов: 1) О государственной гражданской службе Российской Федерации; 2) О правоохранительной службе Российской Федерации; 3) О внесении изменений в федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»; 4) О муниципальной службе в Российской Федерации, а также 19 указов Президента РФ[6].

Всего же программой предусматривается подготовить более 60 законопроектов и других нормативно-правовых актов и около 100 мероприятий с участием заинтересованных государственных органов, научных и учебных заведений[7].

Принятие первого федерального закона, который по своей сути является «трудовым кодексом» для российских чиновников, состоялось 27 июля 2004 г.[8]. Закон вступит в действие по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, т.е. с 1 февраля 2005 года[9].

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяет:

во-первых, содержание гражданской службы. Государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи)[10];

во- вторых, принципы гражданской службы (их восемь. – Ст.4.); правовое положение федерального гражданского служащего, государственного гражданского служащего субъекта РФ (глава 3);

в-третьих, классификацию должностей государственной гражданской службы (ст.9) и квалификационные требования к должностям гражданской службы (ст.12);

в- четвертых, порядок поступления на государственную гражданскую службу), назначения на должность (глава 4), присвоения классного чина (ст.11), проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена (ст.48, 49);

в- пятых, прохождение государственной гражданской службы в соответствии с должностным регламентом; (ст.47) систему оплаты труда (денежного содержания. – Авт.) гражданского служащего (ст.50);

в- шестых, основные и дополнительные государственные гарантии на государственной гражданской службе (глава 11);

в- седьмых, принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава (глава 13);

в-восьмых и ряд других вопросов, связанных с государственной гражданской службой.

Таким образом, процесс управления органами государственной власти развитием государственной службы в настоящее время и в последующем, приведет к созданию в стране современной системы государственной службы, тесно связанной с обществом, воспринимающей его интересы, настроения, взгляды, будет обслуживать многонациональный народ, помогать ему чувствовать себя под защитой государства, в целом же – к улучшению положения российских граждан.

Аннотация на статью

Во вводной части статьи дается общая характеристика государственной службы как государственно-правового и социального института государственного управления, раскрывается понятие «управление развитием государственной службой», как процесса целенаправленного и постоянного воздействия органов государственной власти на государственную службу, систему в целях упорядочения и оптимизации, выполняемых ею функций, целевая ориентация которых состоит в том, чтобы придавать динамичность и законность управления каждому структурному элементу государственной службы, совершенствовать и развивать его, переводить в состояние, соответствующее общественным потребностям в государственном управлении.

В статье отмечается, что вектор управления развитием государственной службы в настоящее время задан федеральной программой «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)», утвержденной 19 ноября 2002 г. указом Президента России №1336. Она предусматривает целый комплекс мероприятий, связанных с созданием законодательной базы государственной службы, совершенствованием организации деятельности государственных органов и государственных служащих, увеличением открытости государственной службы, улучшением работы по подготовке, отбору, продвижению кадров, внедрением новых информационных технологий на государственной службе и другие.

Далее рассматривается законотворческая и организаторская деятельность органов государственного управления по реализации федеральной программы.

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] См.: Конституция Российской Федерации. М., 2004. Ст. 1, 2, 7, 13, 14, 18; Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ// Российская газета. 2004. 21 мая. С.4.

[2]Определение сформулировано на основе двух литературных источников: Государственная служба: Словарь. М., 2000. С. 122; Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М., 2004. С.184.

[3] См.: Российская газета. 2002. 23 ноября. С.1.

[4] См.: Российская газета. 2003. 31 мая. С. 10.

[5] 22 сентября 2003 года Президентом РФ В.В. Путиным в соответствии со ст. 104 Конституции Российской Федерации в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу был внесен проект федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». См. об этом: Пчелинцев С., Январев В. Совершенствование законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации: новый этап//Государственная служба. 2003. № 5 (25). С.10-27.

[6] См.: Савченко С.Д. (Зам. нач. управления кадров Администрации Президента РФ. – Авт.). О практике реформы государственной службы России// Управление государственной службой Российской Федерации. М., 2004. С.37.

[7] См. там же.

[8] См.: О государственной гражданской службе Российской Федерации: ФЗ от 27 июля 2004 г. //Российская газета. 2004. 31 июля. С. 10—13.

[9]Утрачивают силу со дня вступления в действие ФЗ от 27июля 2004 г. следующие ФЗ:1) Федеральный закон от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 31, ст. 2990); 2) Федеральный закон от 18 февраля 1999 года N 35-ФЗ "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 8, ст. 974). – Авт.

[10] См.: О государственной гражданской службы Российской Федерации: ФЗ от 27 июля 2004 г. Ст.3// Российская газета. 2004. 31 июля. С.10.

Используются технологии uCoz